Родителям

Для Вас, Родители!

Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернет?

Информация для родителей


   Слово
«контент» происходит от английского «content»  — содержание. Контент – любой вид информации (текст, аудио, видео, изображение), составляющий содержание информационного продукта. Под  «контентом» в широком смысле понимают наполнение сайта. В более узком смысле слова  «контент сайта» (site content) — это материалы, размещенные на нем: в основном тексты, а также картинки и музыка. Вебсервисы контентом не являются. Самые характерные примеры контент-сайтов — интернет-СМИ и библиотеки, т.е. подборки текстов.
   Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2012 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
   Почти 1,8 млрд. людей в мире подключены к интернету. Ежегодно растет число пользователей, среди которых все больше – детей и подростков. В России восемьдесят пять процентов российских детей в возрасте от 10 до 17 лет активно пользуются Интернетом. По статистическим данным в Сети они проводят до 25 часов в неделю и, как правило, пользуются Интернетом бесконтрольно.
   В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом», и «помощником», и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование. Прилежные дети в 2 раза чаще попадают на «плохие» сайты в силу природной любознательности. Более 20% детей становятся жертвами нападок со стороны сверстников. 80% школьников имеют аккаунты в социальных сетях. 70% в своих аккаунтах указывают свою фамилию, точный возраст и номер школы. 40% российских детей готовы продолжить он-лайн общение в реальной жизни. У 30% школьников данные аккаунта открыты всему миру. Более 28% опрошенных детей готовы переслать свои фотографии незнакомцам в Сети.

  • 17% без колебаний соглашаются сообщить информацию о себе и своей семье – место жительства, профессия и график работы родителей, наличие в доме ценных вещей и т. д. (о том, для чего посторонним может потребоваться такая информация, дети, как правило, не задумываются).
  • 22% детей периодически попадают на сайты для взрослых.
  • 28% детей, увидев в интернете рекламу алкоголя или табака, хоть раз пробовали их купить, а 11% — пытались купить наркотики.
  • Около 14% опрошенных время от времени отправляют платные SMS за бонусы в он-лайн-играх и лишь немногие обращают внимание на стоимость такой опции.

Классификация интернет-угроз

   Во Всемирной паутине существует определённая классификация Интернет-угроз. Юных пользователей сети могут подстерегать опасности. Их условно можно разделить на интернет-угрозы, связанные с безопасностью компьютера, с которого совершается выход в интернет, и интернет-угрозы психологического характера для детей и молодежи.  Классификация угроз в Сети по четырем группам риска: контентные риски, коммуникационные риски, электронные риски, потребительские риски.
   Некоторые Интернет-ресурсы могут причинить вред здоровью и развитию детей и подростков. Одни вовлекают детей в зависимость, другие разжигают национальную рознь, третьи негативно влияют на их психическое развитие, разрушают способность к реальному общению, влияют на мировоззрение, а также предлагают различные виды мошенничества и т. д.
   Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к:

  • Киберзависимости,
  • Заражению вредоносными программами при скачивании файлов,
  • Нарушению нормального развития ребенка,
  • Неправильному формированию нравственных ценностей,
  • Знакомству с человеком с недобрыми намерениями.

   Как защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, какие меры нужно принимать, чтобы уберечь их от пропаганды насилия и жестокости в журналах, газетах, Интернете и других средствах массовой информации?
   В последние годы в мире и стране принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз здоровья детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми.
   Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей — это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ — это требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 «О защите несовершеннолетних и их человеческого достоинства в Интернете»),
   Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» охватывает практически все виды информационной продукции, включая СМИ, Интернет, сотовую связь и др. Он вносит изменения во многие законные акты Российской Федерации. Поправки, внесенные в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ( 29 декабря 2010 года №  436-ФЗ), впервые более подробно регламентируют способы маркировки контента и описывают процедуры экспертизы «информационной продукции».
   Законом вносится предложение об ограничении в Сети «мест доступных для детей» и предусматривается ответственность операторов и администраторов Сайтов, которые не принимают административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Обеспечение безопасности детей в СМИ и Интернет

Одним из основных направлений в борьбе за информационную безопасность детей являетсяпросвещение родителей. По данным статистики, половина российских подростков знает о Всемирной паутине и умеет работать в ней гораздо больше и лучше своих мам и пап. Уровень знаний родителей о программах и модулях по защите детей от негативной информации также очень и очень низкий. Сегодня многие из них встают перед проблемой — как же ограничить доступ ребенка к компьютеру, как ограничить время, пребывания в Интернет и защитить от порно-наркотиков-матов? Присмотр за детьми в интернете называется термином «родительский контроль».
   Родительский контроль — это программы и службы, которые позволяют родителям и опекунам отслеживать, как ребенок использует компьютер: от фильтрации веб-содержимого и управления контактами электронной почты до ограничений на общение детей через Интернет.
   Цель таких средств — обеспечить безопасность ребенка в Интернете. Эти инструменты иногда называют семейными настройками или настройками семейной безопасности. Существует множество программ по родительскому контролю, многие из них являются частью программ-антивирусов. Некоторые функции родительского контроля предусмотрены в операционной системе. Но настоящий родительский контроль обеспечивают только специализированные программы:
   Анаферон http://netkidscontrol.ru/anaferon. для блокировки сайтов, потенциально опасных для здоровья и психики учащихся.
   Инетернет-фильтры (Интернет Цензор и NetPolice).
   В основе работы программы Интернет Цензор лежит технология «белых списков», гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов. Программа содержит уникальные, вручную проверенные «белые списки», включающие все безопасные сайты Рунета и основные иностранные ресурсы. Программа надежно защищена от взлома и обхода фильтрации. Интернет Цензор может использоваться как в домашних условиях, так и в организациях – образовательных учреждениях, библиотеках, музеях, интернет-кафе и иных местах, где возможно предоставление несовершеннолетним доступа в Интернет.
   NetPolice
— программное обеспечение для фильтрации сайтов по их содержимому, не позволяет получить доступ к определённым сайтам или услугам сети Интернет. Система позволяет блокировать веб-сайты с содержимым, не предназначенным для просмотра. http://netpolice.ru — официальный сайт интернет-фильтра NetPolice.
   В рамках проекта «Ребенок в Сети» каждый пользователь может бесплатно скачать и установить новое комплексное решение безопасности Panda Internet Security 2012, которое предоставляет максимальную защиту от всех типов угроз, включая защиту от вирусов, шпионов, хакеров, спама, мошенников и пр. Функция родительского контроля позволяет не только ограничить ребенка от доступа к нежелательным сайтам в Интернете (порнография, наркотики, онлайн-казино и пр.), но и дистанционно подключаться к компьютеру.


Список использованных ресурсов

  1. Безмалый, В. Ф. Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет [Электронный ресурс] / В. Ф. Безмалый. URL: http://www.ifap.ru/library/book331.pdf (дата обращения 28.10.2013).
  2. Егорова, Л. А. Родительские собрания. Москва.: Вако, 2009.
  3. Интернет-риски // Линия помощи «Дети Онлайн». URL: http://detionline.com/helpline/risks (дата обращения 28.10.2013).
  4. Как быть безопасными в Интернете : [общая информация об Интернет-угрозах] // Центр Безопасного Интернета в России. URL: http://www.saferunet.ru/ (дата обращения 27.10.2013).
  5. Плуготаренко, С. А. Взрослые проблемы детского Интернета : круглый стол [Электронный ресурс] / С. А. Плуготаренко // РАЭК. URL: http://raec.ru/upload/files/120601-plugotarenko.pdf(дата обращения 28.10.2013).
  6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012  г. №  761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы // Гарант: Информационно-правовой портал. URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70083566/ (дата обращения 27.10.2013).
  7. Что значит «Безопасный Интернет» // Интернет-СМИ «Ваш личный Интернет». URL:http://content-filtering.ru/index/ (дата обращения 28.10.2013).
Правила работы в сети Интернет

500x500_1Интернет- это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, что как и наш реальный мир, всемирная паутина также может быть весьма и весьма опасна. 

Приведем несколько рекомендаций, с помощью которых посещение Интернет может стать менее опасным для ваших детей:

  • Не входите на незнакомые сайты.
  • Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
  • Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
  • Никогда не посылайте никому свой пароль.
  • Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
  • При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник).
    Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
  • Если в сети необходимо пройти регистрацию то постарайтесь выполнить ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
  • Не всей информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
  • Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране.
  • Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.
 
Рекомендации родителям
Рекомендации по безопасности детей от 7 до 8 лет
Рекомендации по безопасности детей от 9 до 12 лет
Рекомендации по безопасности детей от 13 до 17 лет
Рекомендации родителям
  •  Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет;
  • Объясните детям, что если в Интернет что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;
  • Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;
  • Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т. д.;
    Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками;
  • Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни;
  • Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
  • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет– правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
  • Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.
    Использовались материалы:
    Безмалый, В. Ф. Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет [Электронный ресурс] / В. Ф. Безмалый. URL: http://www.ifap.ru/library/book331.pdf (дата обращения 28.10.2013).
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Воспитывайте читателя личным примером.

  • Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь. 

  • Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия. 

  • Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре. 

  • Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. 

  • Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О любимых книгах рассказывайте с восхищением. 

  • Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти  что-то интересное для себя, копаясь в книгах.

  • Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга. 

  • Если юный читатель увлекся какой-либо темой, посоветуйте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.e